Олег Кольцов предлагает Вам запомнить сайт «Менеджмент и пути решения его проблем»
Вы хотите запомнить сайт «Менеджмент и пути решения его проблем»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Процессный подход с точки зрения кибернетики

развернуть

Процессный подход это метод, в котором объектом анализа и управления является процесс.

Примечание для читателей:

Материал целесообразно смотреть вместе с другими статьями по этому вопросу:

http://process.mirtesen.ru/blog/43779486784/Termin-%C2%ABPro...

http://process.mirtesen.ru/blog/43347072702/PRIMENENIE-LOGIS...

http://process.mirtesen.ru/blog/43852778662/PROTSESSNYIY-LAN...

Процесс (от лат. processus - продвижение) – это управляемая система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящего в выходящее. Входящее и выходящее в процессе могут быть материальными или нематериальными. Выходящее из процесса (его результат) в общем виде называют продукцией процесса.

Примечание – В общем виде ресурсы бывают:

1) материальные,

2) финансовые,

3) кадровые,

4) юридические,

5) административные,

6) информационные,

7) методические.

Особым видом ресурса является время.

В общем виде процесс представляет собой систему входящих в него подпроцессов, получаемых при декомпозиции этого процесса.

Процесс, декомпозиция которого невозможна или не целесообразна, называют операцией.

Процессный подход основан на том, что любая деятельность (в масштабах международных организаций, страны, отрасли, отдельного предприятия, подразделения, группы людей или даже отдельного человека) может быть представлена как процесс.

Именно эта универсальность процессного похода позволяет повысить эффективность анализа и управления рассматриваемой деятельности за счет рассмотрения как единого процесса любой комбинации взаимодействующих деятельностей, включая взаимодействие организации с ее поставщиками и потребителями.

Объединение нескольких деятельностей в один процесс с последующим анализом этого процесса позволяет обнаруживать и устранять проблемы взаимодействия между отдельными деятельностями (подпроцессами) этого единого процесса.

В системе менеджмента процессы условно подразделяют на управляющие, производственные и обеспечивающие (такая классификация так же соответствует классификации счетов Плана счетов бухгалтерского учета, что упрощает, при необходимости, учет затрат по процессам).

Процесс можно представить в виде «следящей» кибернетической системы управления, которая основана на модели представления системы как управляющего субъекта управления и управляемого им объекта.

 Процессный подход с точки зрения кибернетики

Рис. 1. Представление процесса как «следящей» кибернетической системы

 

Где:

Р – вектор управляющих воздействий на процесс;

Y°, R°, С° - векторы параметров входных потоков;

U вектор управляющих воздействий на объект управления;

F – вектор возмущений («помех») внешней среды;

Y', R', С' – векторы параметров выходных потоков.

Система менеджмента при управлении процессами основана на цикле Деминга P-D-C-A (Plan – Do – Check – Act) – (Планирование – Осуществление – Проверка – Корректировка).

Субъект управления реализует первый и четвертый такт цикла, объект управления реализует второй такт, а обратная связь реализует третий такт цикла.

Для управления системой, прежде всего, задают векторы параметров входных потоков и управление требуемой функцией преобразования процесса (Определение целей и задач процесса). Понятие «вектор» означает, что наряду со значением, задается направление потока.

Измеритель рассогласования сравнивает векторы параметров входных и выходных потоков от цепи обратной связи и передает значение рассогласования системы на управляющий регулятор (орган управления). В системе менеджмента функции измерителя рассогласования и обратной связи выполняет мониторинг (в том числе в форме аудита организации и ее процессов).

Мониторинг это процесс постоянного контроля, надзора, наблюдения или иного определения показателей процесса в целях выявления их критических изменений от требуемого или ожидаемого уровня.

Требуемый уровень показателей процесса часто задают в виде ключевых показателей эффективности (KPI).

Контроль это процесс сравнения планируемого и фактического положения дел. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

Процесс контроля обычно разбивают на следующие фазы:

  • Предварительный контроль;
  • Текущий контроль;
  • Окончательный контроль.

Предварительный контроль выполняется в ходе первого такта цикла Деминга и направлен на проверку адекватности выбранной модели, адекватности планирования и обеспеченности процесса всеми видами ресурсов.

Текущий контроль осуществляется на втором такте цикла Деминга, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль представляет собой третий такт цикла Деминга и осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап «Измерение результатов» – является обычно довольно трудным (особенно если продукция – услуги) и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, на основе анализа можно определить, какие действия необходимо предпринимать.

Такими действиями могут быть изменение некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.

Организация контроля оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение персонала организации ориентированным на них, то есть персонал будет стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей контролируемого процесса. Такие действия могут привести к выдаче неверной информации в обратной связи.

Проблемы, возникающие в системе менеджмента вследствие воздействия системы контроля можно избежать, снижая субъективность и задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, по возможности избегая излишнего контроля.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Обратная связь в реальных системах менеджмента имеет следующие особенности:

  • Она не является «чисто» обратной, так как орган управления может принимать дополнительные решения в процессе реализации ранее принятых и реализуемых управляющих действий («прямая связь») до получения информации с общего контура обратной связи;
  • Она должна быть пороговой, отсекающей незначительные несоответствия.

Отсутствие порогов в обратной связи экономически не целесообразно, так как стоимость системы сбора и анализа информации может превысить стоимость производства и/или затруднить управление системой.

В процессе измеритель рассогласования вместе с обратной связью выполняет третий такт цикла Деминга.

В зависимости от значения рассогласования и информации от вектора управляющих воздействий на процесс Р управляющий регулятор вырабатывает соответствующее управляющее действие для уменьшения рассогласования (коррекция и корректирующие действия) или для получения новых значений выхода и передает его на объект управления.

Вместе с этим управляющий регулятор проводит анализ и оценку рисков в системе и по ее результатам разрабатывает проактивные мероприятия, направленные на предотвращение потенциально возможных негативных действий выявленных опасных факторов.

Именно субъект управления, как правило, проводит анализ в процессе, хотя в общем виде анализ в какой-либо степени используется во всех четырех тактах цикла.

Управляющий регулятор (орган управления) в общей обратной связи управления является усилительным элементом.

В процессах управления он выполняет второй такт цикла Деминга.

Вместе с управляющим действием на объект управления поступает вектор возмущений внешней среды, поэтому векторы параметров выходных потоков отклоняются от заданных значений. Действие внешних (специальные причины вариаций) и внутренних (общие причины вариаций) факторов системы менеджмента являются причиной вариабельности процесса и его продукции.

Управление процессом должно быть направлено на уменьшение вариабельности (изменение параметров отдельных единиц продукции процесса) или, по крайней мере, поддержанию вариабельности продукции в допустимых границах.

Для приведения векторов параметров выходных потоков к заданным значениям они, через цепь обратной связи, передаются на измеритель рассогласования и процесс управления совершает следующий цикл управления.

 


Ключевые слова: Процесс, процессный подход
Опубликовал Олег Кольцов , 17.03.2015 в 12:18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
vardges babayan
vardges babayan 17 марта 15, в 14:40 Олегу - ЗДРАВСТВОВАТЬ!!!
В некотором смысле трудно-усвояемый материал, но все очень даже интересно. Мы тут задумали создать информационно - аналитический ресурс по концентрации возможностей помощи и поддержке малого бизнеса. И кажется подобный (вышеприведенный) процесс подхода-нам необходим. Спасибо за помощь. С уважением и добрыми пожеланиями...
Текст скрыт развернуть
0
Олег Кольцов
Олег Кольцов vardges babayan 17 марта 15, в 17:14 Этот материал, как и другой на сайте, предназначен прежде всего для аналитиков потому что он максимально информационно сжат. При начальном изучении для облегчения понимания его надо разбавлять примерами, иллюстрациями и прочим. Текст скрыт развернуть
0
vardges babayan
vardges babayan Олег Кольцов 17 марта 15, в 20:04 Наверное я несколько опережаю события , ибо ознакомившись с вашим материалом ( хотя и трудноусвояемым ) мне показалось нетрудным применение, содержащихся там рекомендаций на практике. Или я ошибаюсь? Текст скрыт развернуть
0
Олег Кольцов
Олег Кольцов vardges babayan 17 марта 15, в 20:43 Это описание личной практики, в том числе создания предприятий с нуля. :)) Текст скрыт развернуть
0
vardges babayan
vardges babayan Олег Кольцов 17 марта 15, в 21:54 Но на мой взгляд весь этот материал призван свидетельствовать о теоретических выкладках, основанных на практическом опыте. И знаете что подкупает - простота изложения ( доступность языка ) сложного материала. По крайней мере я-человек из глубин нашего прошлого, почерпал много полезного и даже необходимого. Ознакомлюсь с другими вашими публикациями и попробую построить виртуальный модуль их применения, а когда будет готов-непременно поделюсь с вами. Во всех случаях - я крайне признателен вам. С уважением... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии

vardges babayan
Олег Кольцов
vardges babayan
Олег Кольцов
vardges babayan